На днях, после небольшого, по осеннему прохладного, мелкого и частого дождичка мы сорвались в лес за грибами. Сделали над собой усилие, вырвались из замкнутого круга бесконечных проектов, чертежей, сдач, согласований и так далее, сорвались с привязи, встали и пошли. Ноги ватные. Тело будто чужое. Еще бы. За компом по 12 часов. Из дому не выходим по двое суток. Выбираемся в магазин, когда заканчивается хлеб, или чтобы отметить очередную сдачу бутылочкой пивка по акции.
В лесу было сухо. Дождь промочил только листья и траву, но не землю. Это сейчас, после двухдневных затяжных уже можно рассчитывать на грибы, а тогда, 31 августа грибами даже и не пахло. Дорога наша проходила мимо дачного поселка. И вот видим мы, на обочине большую кучу мусора. Ну вообще , сволочи бессовестные, хоть бы до ближайшего болотца донесли и притопили. Так, на бережку озерца и вывалили. Пригляделись... мама дорогая, это какая-то бабушка померла. Среди травы и кустов разбросаны были в полнейшем беспорядке все те обыкновенные вещи, что водятся у бабушек, чья молодость прошла в 50-е 60-е годы 20-го века. Валялилсь непобитые тарелочки, чайнички, полностью новые сервизы из тех, что стоят годами в серванте для красоты и ни разу не используются владельцами. Всякие вазочки, того периода и дизайна, прям сразу с исскуственными цветами в них. Лекарства, капельницы, шприцы, все раскрытое и использованное. Одежда и белье, ох, как нехорошо то... прям заношенные старушечьи лифчики, чулки, трусы, прямо на виду, на кустах и крапиве. Старые сапоги, галоши, фуфайки, платки. И тут же открытки, письма... и фотографии. Групповое черно-белое фото - выпуск курсов кройки и шитья - группа молодых девушек с преподавателями на фоне дома культуры "Родина" на московской. Которая из них та самая бабушка? Не разберешь теперь. Швейная шкатулка с разбросанными швейными принадлежностями.
И книги! Книги, книги, много книг. Пластами, залежами, меж старых тапок и ковриков, в придорожной канаве, в воде, в осоке. До некоторых, в самой серединке, вода не добралась. Но большинство уже съежившиеся гармошкой, старые, пожелтевшие тома. Их собирали как редкость, как ценность. Многотомные издания Чехова и Толстова за центнер макулатуры. Поэты Серебряного века, поэты Революции, поэты-товарищи Пушкина, декабристы и гусары, и сам светило русской поэзии в двух томах(может было больше, сколько нарыли) 55-го года издания с дарственной надписью дорогой мамочке от любимой дочери . Ох... как же все это.... прям по сердцу. Ну как можно выкидывать книги? Так валялся и пропадал под дождем весь обыкновенный набор изданий, что встречается у каждого книголюба советской эпохи. Многие книги я узнавала "в лицо", потому что такие или есть у моей мамы, или у бабушек, или у родственников и знакомых, или встречала в библиотеке, когда я еще посещала этот храм культуры и знаний. Шолохов "Поднятая целина", и тут же Рэй Брэдбери сборник повестей. Салтыков-Щедрин в шести томах, и сразу Агата Кристи про убийство в поезде. И Бальзак, и Гюго, и Маяковкий тут же, Может быть покойная бабушка была учительницей?
Я рылась руками в этой противной куче мусора. Все книги уже не спасти, да и куда нам столько старых книг? Хранить негде. У самой лежат в бабкиной половине такие же залежи, того же самого. Но может быть можно спасти хоть что-то? Андрей решил спасти Пушкина 55-го года, потому что после, с 60-х года его начали печатать в урезаном и отцензурированом виде. Не знаю, не замечала, надо сверить... Но он утверждает, что если сейчас иногда в стихах встречаются вот такие вот вставки [...] - то это значит пропуск строк. Да, вроде скобочки такие замечала... Надо проверить. Еще удалось спасти репринтное переиздание 1889 года под названием "Старый Петербург". Внутри текст "через ять". Про то, как город строился, как основывались его памятные здания, какие были памятники утрачены и как они выглядели. Какие бытовали байки и анекдоты, какие были найдены старинные клады. Редчайшая информация, не во всякой википедии попадается. Нам, как архитекторам такая книга на полке точно не помешает. Можно даже не читать, главное что есть. Еще решили спасти книгу-художественное издание с картинами и зарисовками Лермонтова и с картинами русских художников по мотивам его произведений. Уникальная вещь. Еще я решила спасти календарь 1970 года под названием "в мире прекрасного". На каждой странице были размещены картины художников советских республик, изображающих веселых рабочих и крестьян за их почетным трудом, или изображения Ильича и картины революции, или дореволюционные картины русских художников, изображающих нищих сироток или тех же рабочих и крестьян за трудом, но изможденных и нерадостных. На обратной странице можно почитать что-нибудь из истории, полезные советы,ноты с революционными песнями, ноты Бетховена или Моцарта, народными песнями, рецепты, истории музейных экспонатов, биографии композиторов, какую музыку слушал Ленин, как снимали фильм о войне, и обязательную порцию советской пропаганды, которая в те времена воспринималась как неизбежное зло и от которой уже тошнило, но вдруг, в сегодняшний день воспринимается как нечто трогательно-наивное и умилительное. Из этих соображений я и решила спасти этот календарь. Трогательно. Наивно. Почти полвека уже прошло.
И вот я рылась, рылась.. И лес вздрогнул от моего победного клича, потому что я выудила из хлама, в который в одночасье превратилась чья-то целая жизнь, свой главный трофей того дня. Книгу о вкусной и здоровой пище 55-го года издания. Ту самую. Под редакцией Сталина. Поговаривают, он самолично все пробовал и давал добро на рецепт. Вот такую точночитать дальше продают на авито. Самые дорогие, конечно, прижизненные издания 52-го и 53-го года. Позже пошли уже и тома потоньше, и бумага похуже, и картинки не такие яркие и сочные. Но мне сойдет и 55-й год. Текст же не изменился. Текст потрясающий! Это слепок культуры. Кулинария СССР, она подразумевает наличие на кухне и легкий доступ ко всем продуктами, что могли предложить союзные республики. А значит, подразумевались нерушимые экономические связи. Отдельные главы разработаны для детского питания, отдельные для выхаживания больных и диетическое питание. Помимо рецептов книга знакомит с широким ассортиментом полуфабрикатов, копченостей, сладостей и алкоголя, и всех готовых к употреблению продуктов, какие могла предложить в тот момент Советская власть народу. Учит как правильно сервировать стол, как подобрать столовое вино, как определять свежесть мяса или рыбы, что делать с консервами. У моей бывшей свекрови есть такая книга, так купила ее на блошином рынке у одной алкашки. Я делала много блюд по той книге. например, бисквитный торт. Или мороженое. Оно получалось по вкусу как "то самое, настоящее, из детства". Мне было жаль расставаться с этой книгой, когда я разводилась. Но теперь у меня есть моя собственная такая же!!!!! Вселенная слышит наши желания и исполняет их! Тусьена права.
И еще взяла бронзовый наперсток, такие сейчас не купишь. У бабушки тоже валяется где-то такой, но не пропадать же добру.
Название поста. Все про книги, да про мусор, причем тут?...
Я шла ошарашенная и подавленная из леса. Без грибов, зато с трофеями, довольная... немного было жаль, что оставшиеся книги погибнут, но мы спасли хоть что-то! Спасибо, добрая женщина, низкий тебе поклон и земля пухом.
Я шла и думала: Вот так живешь, живешь.... Копишь добро, наживаешь. Покупаешь свои вещи, которые кажутся тебе большой ценностью. Ставишь их на полочку, любуешься. А потом, итогом жизни оказывается кучка мусора, никому ненужного хлама. И вся жизнь может поместиться в нескольких мешках. Вытряхнули мешки прочь и нет больше никаких доказательств, нет никаких следов, говоривших о том, что вот жил человек.... Могильная плита, вы скажете. Плита и фото с паспорта на ней не расскажут своим видом о человеке. Надгробие может, максимум, рассказать о благосостоянии родственников усопшего и о умелости мастера гранитной мастерской.
Это как пришли дети в песочницу. Налепили куличиков. И ушли. Выросли и ушли. Пришли новые дети. Им нужно место. Они затоптали чужие творения и давай делать свои. У кого замки, у кого пирожки, у кого туннели метро, а кто-то просто ходит и наступает сандаликами на чужие горки и громко злорадствует хохоча от рева обиженной малышни. И как бы ни был прекрасен замок из песка, как бы ни укреплял его творец ветками и камушками, как бы ни блестели ярко на солнце ракушки и стекляшки на башнях, все равно он не простоит долго. Все равно замок оплывет и осыпется от времени, если его не затопчут безжалостно еще раньше завистливые злые чужие сандалики. А что делать? Дети приходят и уходят. А песочница ограничена деревянными бортиками. Песочек в ней не бесконечен. А лепить нужно всем.
В детстве, как только добиралась до песка, на пляже ли, на стройке или в песочнице, я всегда строила замки. Брат всегда ломал построенное мной.
И что останется после меня? Сгодится ли кому моя "кучка мусора", драгоценный для меня хлам?
Вот....