Как у ведьмы четыре крыла, платье до пола, ой, до пола.
Каждый год, который я прожила с родителями в "новой квартире", полученной ими от завода, в этот день меня будили рано-рано громким звонком в дверь. Я слышала, как мама открывала дверь и соседи громко возвещали: "Женя-хала, Новруз Байрам!" " Ооой!Ну, воистину Байрам, как говорится! Ха-ха-ха!" "Ааа, да-да-да, ха-ха-ха, а когда булка дашь?" "Скоро, скоро, в выходной. В воскресенье пасха." "Всегда в воскресенье, да?" " Да, всегда. В воскресенье булки будут, дам!"
Я дожидалась, когда дверь захлопнется, быстренько приводила себя в порядок после сна и шла на кухню в предвкушении лакомства. На столе стоял большой поднос с горой всевозможных национальных сладостей. Больше всего я обожала сушеную хурму и финики. Я не знаю как описать, нигде такого не продают. То, да не то. Финики были маленькие, внутри имели мучнистую консистенцию, покрытую тонкой темно-коричневой пленочкой кожурой, которая лопалась, и в рот высыпалась сладкая мука. Была еще продолговатая косточка, из чего можно точно считать, что это были именно финики. Хурма была размером с грецкий орех, жесткая, но невероятно вкусная. Орехов тоже было навалом, но главной на подносе была выпечка.
Новруз Байрам - праздник весеннего обновления, и вся выпечка имела сакральный смысл, связанный с плодородием. Пахлава расчерчена на ромбики с орешком посередке и символизирует распаханое и засеяное поле. Ромбики выкладываются в форме колоса, и это пожелание будущего обильного урожая. Мама умеет делать пахлаву не хуже районских родственников соседки, та подтверждала. А я умею делать не хуже мамы, а по её словам даже лучше. Может, потому что не экономлю и использую сметану вместо ряженки. Настоящая то пахлава делается из жирной мацони, да где её взять?
Ещё на подносе обязательно присутствовали шакер-чурек (типа круглого пряника, ярко- желтого цвета, символизирующего солнце) и шакер-бура ( бледно-желтый пряник в виде полумесяца, символизирующий луну). Вот это вот шакер-бура я тоже обожала, и именно домашнего изготовления, с неведомой, но безумно вкусной начинкой. В магазинах они продавались круглогодично, но были черствые, невкусные. А эти, дареные -просто восхитительными. Был какой-то секрет, или особый навык. Даже зная рецепт так ни за что не повторишь.
Но и мы не лыком шиты. Мамины пасхальные "булки", то есть куличи, плюшки и ватрушки ждали особо. Она пекла телегу, наверное, так что перепадало не только родне, соседям, но и районским родственникам соседки, которые передавали шумные восторги по поводу маминыхбулок. Такую пышную и воздушную выпечку там делать не умели и очень это ценили. "Таранаааа!" "Ааа?" " Христос воскрес, ха ха ха!" " Дааа? Вай, маладэс!"
Не помню, почему я не ходила в школу в этот день, наверное уже начинались каникулы. Я выходила на улицу, находила во дворе друзей и впрягалась помогать. С самого утра вся детвора и молодежь стаскивали со всех окресностей в одну большую кучу все что горит. Похищались деревянные ящики со склада овощного магазина, разбирался забор ближайшей стройки, если он был из горбыля. Кто-то прикатывал старую шину. Город выметался подчистую, ни веточки, ни соломинки. Дворы соревновались, у кого куча выше. Случались даже попытки кражи топлива из чужой кучи и стычки по этому поводу. Но к вечеру все примирялись, ходили друг к другу в гости смотреть на костер. И стар и млад, как стемнеет, высыпали во двор смотреть, как горит. Включали магнитофоны с заунывной зурной или зажигательными барабанами. Парни и девушки толпились отдельными кучками и перекрикивались шутками. Кто то пускался плясать лезгинку.
Когда "костёр-до-небес" прогорал, спадал немного, начинали прыгать самые безбашенные, провоцируя девушек на вскрики, полные страха и восхищения. Девушкам прыгать через костёр не полагалось, а тем более маленьким девочкам, хотя меня так тянуло к огню! Так что попрыгать через костёр мне удалось уже много лет спустя, на полунелегальном родноверческом празднике будучи уже взрослой тридцатилетней женщиной. И случилось это тоже 21-го марта. Я угощала всех пахлавой, попутно читая лекцию о схожести древних народных праздников, которые не смогли искоренить никакие монотеистические авраамические учения. Марена вознеслась в высоком огненном столпе после веселых почетных проводов. Добры молодцы с оголенными торсами поваляли друг друга по снегу, вызывая у стайки девушек вскрики страха и восхищения...))))...
И так было несколько лет. Только сегодня я сижу дома, вместо того чтобы месить глубокий, тяжелый и мокрый лесной снег. Добрый молодец мой валяется с температурой, а без него мне в лесу делать нечего.
Жаворонушки-перепёлушки!
Прилетите к нам, принесите нам!
Весну-красну, тёпло летечко!
Нам зима надоела, все припасы поела!
Ручки-ноженьки отморозила!
Я дожидалась, когда дверь захлопнется, быстренько приводила себя в порядок после сна и шла на кухню в предвкушении лакомства. На столе стоял большой поднос с горой всевозможных национальных сладостей. Больше всего я обожала сушеную хурму и финики. Я не знаю как описать, нигде такого не продают. То, да не то. Финики были маленькие, внутри имели мучнистую консистенцию, покрытую тонкой темно-коричневой пленочкой кожурой, которая лопалась, и в рот высыпалась сладкая мука. Была еще продолговатая косточка, из чего можно точно считать, что это были именно финики. Хурма была размером с грецкий орех, жесткая, но невероятно вкусная. Орехов тоже было навалом, но главной на подносе была выпечка.
Новруз Байрам - праздник весеннего обновления, и вся выпечка имела сакральный смысл, связанный с плодородием. Пахлава расчерчена на ромбики с орешком посередке и символизирует распаханое и засеяное поле. Ромбики выкладываются в форме колоса, и это пожелание будущего обильного урожая. Мама умеет делать пахлаву не хуже районских родственников соседки, та подтверждала. А я умею делать не хуже мамы, а по её словам даже лучше. Может, потому что не экономлю и использую сметану вместо ряженки. Настоящая то пахлава делается из жирной мацони, да где её взять?
Ещё на подносе обязательно присутствовали шакер-чурек (типа круглого пряника, ярко- желтого цвета, символизирующего солнце) и шакер-бура ( бледно-желтый пряник в виде полумесяца, символизирующий луну). Вот это вот шакер-бура я тоже обожала, и именно домашнего изготовления, с неведомой, но безумно вкусной начинкой. В магазинах они продавались круглогодично, но были черствые, невкусные. А эти, дареные -просто восхитительными. Был какой-то секрет, или особый навык. Даже зная рецепт так ни за что не повторишь.
Но и мы не лыком шиты. Мамины пасхальные "булки", то есть куличи, плюшки и ватрушки ждали особо. Она пекла телегу, наверное, так что перепадало не только родне, соседям, но и районским родственникам соседки, которые передавали шумные восторги по поводу маминыхбулок. Такую пышную и воздушную выпечку там делать не умели и очень это ценили. "Таранаааа!" "Ааа?" " Христос воскрес, ха ха ха!" " Дааа? Вай, маладэс!"
Не помню, почему я не ходила в школу в этот день, наверное уже начинались каникулы. Я выходила на улицу, находила во дворе друзей и впрягалась помогать. С самого утра вся детвора и молодежь стаскивали со всех окресностей в одну большую кучу все что горит. Похищались деревянные ящики со склада овощного магазина, разбирался забор ближайшей стройки, если он был из горбыля. Кто-то прикатывал старую шину. Город выметался подчистую, ни веточки, ни соломинки. Дворы соревновались, у кого куча выше. Случались даже попытки кражи топлива из чужой кучи и стычки по этому поводу. Но к вечеру все примирялись, ходили друг к другу в гости смотреть на костер. И стар и млад, как стемнеет, высыпали во двор смотреть, как горит. Включали магнитофоны с заунывной зурной или зажигательными барабанами. Парни и девушки толпились отдельными кучками и перекрикивались шутками. Кто то пускался плясать лезгинку.
Когда "костёр-до-небес" прогорал, спадал немного, начинали прыгать самые безбашенные, провоцируя девушек на вскрики, полные страха и восхищения. Девушкам прыгать через костёр не полагалось, а тем более маленьким девочкам, хотя меня так тянуло к огню! Так что попрыгать через костёр мне удалось уже много лет спустя, на полунелегальном родноверческом празднике будучи уже взрослой тридцатилетней женщиной. И случилось это тоже 21-го марта. Я угощала всех пахлавой, попутно читая лекцию о схожести древних народных праздников, которые не смогли искоренить никакие монотеистические авраамические учения. Марена вознеслась в высоком огненном столпе после веселых почетных проводов. Добры молодцы с оголенными торсами поваляли друг друга по снегу, вызывая у стайки девушек вскрики страха и восхищения...))))...
И так было несколько лет. Только сегодня я сижу дома, вместо того чтобы месить глубокий, тяжелый и мокрый лесной снег. Добрый молодец мой валяется с температурой, а без него мне в лесу делать нечего.
Жаворонушки-перепёлушки!
Прилетите к нам, принесите нам!
Весну-красну, тёпло летечко!
Нам зима надоела, все припасы поела!
Ручки-ноженьки отморозила!
эх, надо взяться в какой-нибудь праздник и напечь всякого))